Кіру немесе тіркелу

Откуда Ваны в Китае, Армении и Европе ч.1


«Вначале было слово, и слово было за богом и слово было бог». Это библейское изречение, безусловно, относится к Ван. Академик Н. Марр, подчеркивая роль армянского языка в культурном строительстве, отмечает, что понимаемый в своем обычном значении армянский язык, свидетельствует именно об этом. Сохранив в себе особенности языка первобытного человечества, он доказывает нам, что "язык это сумма не только слов, но и дел; язык, — не одни лишь слова. «Не зря в армянском «бан» означает не только слово, как и в греческом «логос» значит одновременно дело или предмет. И это обстоятельство явственно отражает ашхарабар — современный армянский язык — через такие выражения, как «инч бан» — что за дело, «бантох» — бездеятельный, «банвор» — рабочий и другие. Яфетология уже раскрыла происхождение этого слова, оно означает и «глаголить», и «совершать деяние», и «созидать» (Н. Марр).
Таким образом, если вначале было слово и дело или предмет (Бан или логос от Бога — Ваэ по армянской песне Ванских старцев), то это интегральное слово (сумма двух частей в одном или раздваивание в целом) было за Богом и слово это было Ван, где Ван — и слово, и дело, объект или предмет созидания, творения, венец деяний. Именно в таком контенте (Бог «Бан» — Бог «Ван» — «Богом дан» ср. с арм. «Аствац» букв. «всея творящий»), следует толковать известное библейское изречение. Ведь Ван — это сотворенный первый «сын» (Van, Wan, англ. «One») Творца (Ваэ). Он живет на небесах (тверди небесной) для управления светом и тьмой, утром и вечером для управления землей, морями и растениями, людьми и тварями.
Ван, живущей на небесах (тверди небесной), в свою очередь, с помощью небесной Ан, которая была в «нем», как женская, материнская сущность — начало, «сила любви и плодородия», а также небесный дух) продолжили дело сотворения, «отделили» от тверди небесной твердь земную, воды, моря и растения.
Затем Ван и Ан сотворили Ваагна и Астхик. Ваагн олицетворял «силу» для управления большим светилом (солнцем) днем, чтобы светить на землю. В последующем он трансформируется в первочеловека, в мужественного и храброго юношу (в котором материализировались обьединенные силы, данные от Вана и Ана). Астхик (звездочка, свет, символ рассвета, восхода солнца, ср. с армянским «стехцел» букв. творить, созидать, создавать) олицетворяла «силу» для управления светилом меньшим (луной) ночью и звездами. Она обладала божественной, ослепительной красотой, часто купалась нагою ночью в водах озера Ван.
«...Одним из слов, выражающих значение «сын», является и man «ман» или wan «ван», которое в своем племенном языке служит, с одной стороны, для образования множественного числа, например, этнонимов — Гард-ман-ек, Аг-ван (Al-van) и т.д., а с другой стороны, с помощью той же частицы ван в первичном склонении образовывался родительный падеж. И пережитками этого доисторического явления предстают в современном армянском такие формы родительного падежа, как tar-wan «тар-ван» — года, «дзмер-ван» — зимы, arawot-wan «аравотван» — утра и др. Как видим, понятие Ван — синтетическое, поливалентное, когнитивное.
В этой логической, семантической и фонетической связке можно выделить системообразующую роль Ан (как корневой части в трехбуквенных словах Бан и Ван). Учитывая, что «андзн» в грабаре означает «душа», а также то обстоятельство, что «дзн», между прочим, означает звук, арм. «дзайн», голос (ср. с «дизайн», «дзи» букв. конь), то, очевидно, что слово «андзн» можно расщепить на две составляющие «Ан и «дзн», где Ан — это имя Матери (символа плодородия и любви, света, главной сущности — души, дающей жизнь, ср. с Библейским сюжетом, где Бог из праха земного творит Адама и дыханием жизни превращает его в живое существо, на арм. «кендани эак»).
Китайцев армяне называли чен (;;;) и чин (;;;). Ныне называют только чин. Есть мнение, что этноним чин происходит от армянского слова тзин, цин (;;;) - сын, рождённый, род. Армянского звука ; (звучит примерно, как «тз», для краткости — «ц») нет в русском языке, поэтому слово тзин в русском звучит как сын, а в китайском — цин или чин. Основное значение слова цин в китайском — «близкий» (этот смысл близок смыслу «сын»). Армянский этноним китайцев чин в разных вариациях перешел в другие языки. В вопросе этимологии слова чин неоценимую помощь окажет этимология идентичных этнонимов «сарацин» и «сарачин» («сорочин»). По-армянски: сар — гора; цин — рождённый, сын; сарацин (;;;;;;;) - рождённый в горах, сын гор. Отсюда следует, что слова «чин» и «цин» синонимы. Слово же «цин» («тзин») армянское. Следовательно, слово «чин» — один из этнонимов китайцев — имеет армянское происхождение.
Армянское слово тзин (;;;) в разных языковых средах принимало разные, но близкие звучания:
тзин;цин;чин;тжин;тжен;чжен;чен
Отмечу синтаксическое и семантическое сходство слов цин, чин и сын. Эти слова — произведения индоевропейских языков. Цин или чин изначально означали род, причём род индоевропейский. И поскольку род этот правил, то цин или чин обозначали принадлежность к правящему роду хан. Когда правила династия Хан , собственно китайцы, то эти слова автоматически превратились в этнонимы китайцев;
На древнеармянском языке Китай — Чинк (;;;;).
Армянские имена встречаются и у наследников Чингисхана. Например, лидера западных монголов звали Арик-буга (XVIII в.). Ар — Бог (др.-арм.), Арик — Божок. Имя Арик и поныне распространено среди армян. Слово «буга» (;;;;; — бугай) встречается в армянских диалектах: оно характеризовало Арика-бугая как сильного человека;
Продолжателя дела Арика-бугая звали Хайду (Haydu). В этом слове оба слога армянские: hay — армянин; du — ты. Хайду — Ты армянин. В старину слово hay означало также «господин». На лбах римской элиты было написано Гай, что могло означать «господин», а не «армянин», хотя бы потому, что римляне с армянами воевали. У монголов, вероятно, сохранилось именно значение «господин», т.е. Хайду — Господин (окончание «ду» указывает, к кому обращаются с этим почётным словом). Соратником Хайду был князь Наян, идущий в бой с христианским крестом на знамени. Не знаю, имел ли он отношение к армянам, но нас с ним роднят его религия и фамилия:
Ная — ;;;; — Очковая змея;
Наян — ;;;;; — Смотрящий;
Вот как описывает Марко Поло внука Чингисхана Кубилай-хана (1215-1294): «...глаза чёрные, славные, и нос хорош, как следует» (10, с. 13). Чёрные, славные глаза и хорошие носы характерны для армян. Есть и другого рода носороги, но нос носу рознь.
Древние хурриты на севере нынешнего Китая, в Синь-Цзяне (в Китайском Тибете) и к северо-западу от этой провинции, образовали царства: Карашар, Хотан, Цинхай. Карашар (;;;;;;;) — Сложенный камнями. Хотан (;;;;;) — Пустыня. Цинхай (;;;;;;) — Порождённый армянами. Объясняю. Кар (;;;) — камень. Шар (;;;) — ряд, построение. Хот (;;;) — трава. Хотан буквально: Без трав. Название соответствует местности. Цин, тзин (;;;) — рождённый...
С хурритами враждовало царство Чарлык, что отражено в названии. По-армянски Чарлик означает: Полный зла. Чар (;;;) — зло. Лик (;;;) — полный.
Поскольку слово «цин» в форме «чин» армянский этноним китайцев, то «Цинхай» имеет ещё одно значение: «Китайская Армения». В правдоподобии этой гипотезы убеждают хурритские названия северокитайских царств Карашар, Хотан, Цинхай, Чарлик.
Ещё одним аргументом в пользу хурритского царства Цинхай говорит любопытный факт. Откуда появилось название царства Алан на востоке Аральского моря? Этноним «алан» армянское или употребляемое древними армянами слово, поэтому те, кто на Востоке дали царству название Алан, по всей вероятности, были армянами. В китайском царстве Вей алан называли яда, в царстве Лян—хуа. И только в царстве Цинхай алан называли аланами!
В царствах Карашар и Хотан жили родственные армянам арийские народы. Языковеды относят языки этих народов — карашарский и хотаносакский — соответственно к тохарским и иранским языкам.
Ван есть как приставка также в тех странах куда принесли его со стороны Урала драконоборцы -в Скандинавии, Голландии, Германии.
Фамилия Ван имеет Когурё происхождение и была королевская фамилией Коры династии , которая была основана Ван Гон . Говорят , что когда Корё упал, многие изменили свою фамилию на Jeon (;) / Чжон (;) / Ok (;) , чтобы избежать серьезного преследования со стороны последующей династии Чосон . Кэсон Ван родословная ведет свою родословную к Корё правителей.
В русском языке также не мало фамилий, восходящих к именам, оформленным формантом -ван. Часть из них образована от нецерковных имён или прозвищ: Рыжеванов — Рыжеван (рыжий), Белованов — Белован (блондин), Чернованов — Чернован (чернявый), Толкованов — Толкован (задиристый). В других фамилиях этого типа лежат разговорные формы церковных имён: Петрованов (Петрован — Пётр — Петя), а также Кузиванов, Касиванов, Косиванов (Кузиван, Касиван и Косиван образованы от канонического имени Косма через уменьшительные Кузя, Кася и Казя). В части фамилий такого типа невозможно однозначно указать на исконное значение их основ: Вадиванов, Галиванов, Гурованов, Еливанов и т. д. Они могут восходить и к мирским именам, и к формам имён крестильных.
Вообщем наши Иваны Вани безродные на самом деле первозданные богочеловеки получаются по закону парадокса вселенной))Минимум внуки Богов!!!



  • Бөлісу

Тәріздес шығармалар