Кіру немесе тіркелу

Засуха и наш дедовский ритуал.


В живописнейшем месте, в окружении зеленого леса , многочисленных синих озер и озерков, на берегу неглубокой, но прозрачной речушки «Бүлтек» расположился маленький , весь в буйной зелени деревьев, аул «Көктерек».

Жаркое лето 1993 года было в самом разгаре. Сухой степной ветер, набегая волной откуда –то снизу,все время изнуряюще обдает огненным жаром все тело. То тут, то там виднеется выгоревшая под бесжалостными лучами солнца поникшая трава.

Очень жарко... Часто поглядывая на ясное, голубое небо без единой тучки, аульчане в тревоге гонят скот все дальше и дальше от родного аула, в надежде, что есть еще выпас для скота, но и там, в степи, вся трава тоже пожелтела и постепенно выгорает...

Лишь только аульным ребятишкам, плещущимся с самого раннего утра в неглубокой речке,все нипочем. Они очень рады этому теплу, рады этому жаркому летнему дню! Разбегаясь, стремительно прыгают с берега в самую середину совсем обмелевшей речушки и, ненадолго оставаясь невидимыми в прозрачной воде, резко выныривают, каждый раз непредсказуемо обнаруживаясь совсем в другом месте. Легко держась на плаву, беззаботно смеясь и толкая друг друга, маленькие пловцы весело играют в пятнашки на воде.

У самого берега речки, посаженный на теплый песочек, в яркой панамке на голове и неизменной соской во рту солидно виднеется фигурка нашего «бутуза» Ескена.

Стаи домашних гусей и уток, которым не досталось места в речной воде, ворчиливо гогоча и недовольно шипя, проходят совсем рядом мимо стоящего и смотрящего в бинокль маленького Алишера, норовя его ущипнуть за ногу. Но в разочаровании, что Алишер их не заметил и пренебрег ими, еще долго вытягивая шеи и гневно шипя на всех окружающих, медленно бредут дальше в сторону небольшого озера, но и тут уже занято.....

Большой табун лошадей, стоя почти посередине озера и быстро опустошая , грозится выпить из него всю воду ... Видя это, Омирсеит ата во все горло кричит мальчикам – подпаскам, чтобы побыстрее отогнали табун «Айда, айда...Қуалаңдар! Барлық суды ішіп қояды ғой!». (Гоните, всю воду выпьют). Но мальчики, сидя верхом на жеребцах, весело брызгаются водой и ничего не слышат.

Немного подождав и махнув рукой, Омирсеит ата быстро шагает в сторону аульных аксакалов, почтенно сидящих в тенечке высокого и развесистого дерева. Қасым, Қази , Пазыл, Жакен , Нақай аталар и среди них Қайролла аға ведут степенный разговор о капризах нынешней погоды.

Қази ата : - Уақытында жаңбыр болмай жердің құнары кетті ғой... (Время дождей уже проходит, а дождя как не было так и нет ...)

Пазыл ата : - Жоқ, уақыт әлі бар.. Бірақ, құрмалдық бермей жауын болмайды деп ойлаймын... Ауыл болып жиналып, жауынды тілеп көрсек қайтеді?..( Нет, время еще есть. А что, если соберемся всем аулом и как делали наши прадеды, принесем одного барашка в жертву и попросим у Аллаха, чтобы дождь пошел?)

 Қайролла аға : - Онымен жауын бола ма?... (А что это поможет?...) (смеется)

Пазыл ата: - Болады... Ата- бабаларымыз сияқты істеп көрсек... Қасым, сен барып ескі қыстақ жақтан бір жылқының қу басын іздеп, тауып әкелсең жақсы болар еді. Ал сен, Қайролла, бір тасбақаны қалайда тап. (Можно... Может и поможет... Решено. Будем делать как деды... Касым, если бы ты бы пошел и поискал на старом скотном дворе череп лошади, было бы хорошо. А ты, Кайролла, во что бы то ни стало найди где – нибудь в округе черепашку)

Қайролла аға:. - Мә саған! Ол қайдан табалады екен? (Откуда? Где я найду черепаху ?)

Пазыл ата: - Іздесең, табасын... (Надо значит надо. Если хорошо поискать, то можно найти...). Қайролла аға: - Ал, жәрәйді, жәрәйді, айтқаныңыз болсын ... Іздеп көрейін...( Да, ладно, ладно, пусть будет по Вашему. Попробую поискать, если найду, принесу конечно..)

Қасым ата: - Бір барғанымда ескі қыстақ жерінде үйілген көп сүйектерді көрдім, солардың арасында жылқының қу басы да табылатын шығар! Кеттім, соны тапсам әкелем !( На старом скотном дворе когда-то видел кучу старых костей, может там и череп лошади найдется. Пойду-ка, поищу!)

Бір күннен кейін барқыт жайнамазға оралған жылқының қу басы да тасбақа да әкелінді. Барлық ауыл адамдары, шал – кемпірлерге дейін, қыз - келіншек, бала – шағамен бірге жиналып, ең алдымен құрбандыққа қойды шалды. Жылқының қу басын Қасым ата жиналған адамдарға көрсетіп аударып дәл күннің астына қойды, ал шалқасынан жатқызып қойған тасбақа , ыстыққа шыдамай, су іздеп, аяқтарымен тырбаңдап жата бастады. Оның үстіне қолайнасымен Әлішер «солнейчный зайчик» соған жіберіп тұрды, тасбақа одан сайын аяқтарымен тырбаңдады . Ал жиналған барлық халық сапка тұрып, құлақ қақтысты. Ауылдың қарт молдасы Аманкелді қажы азан айтты: «Аллах ақбар ! Әш әде ән ілә алла, әш әде ән Мұхаммед рассул алла....»

(Через день завернутый в бархатный лоскуток череп лошади и маленькая черепашка были уже на месте.Все жители аула, старики и старухи, женщины вместе со своими детьми и вся аульная молодежь собравшись, первым делом принесли в жертву барашка. Череп же лошади Касым ата, показав всем присутствующим , перевернул и поставил на самый что ни на есть солцепек, где рядом уже лежала перевернутая навзничь черепашка и от жары и жажды теребила своими ножками. В то же время Алишерка, играя зеркальцем, направлял на нее „солнечного зайчика“ и от этого черепашка еще больше стала теребить ножками.)

Затем вместе со взрослыми и дети , держа мочки своих ушей и бегая вокруг черепашки, которая от жажды теребила ножками , прося воду, дружно запели : Жау, жаңбыр, жау! Өртеңген жерде көк өссін, Түйе , жылқы, сиырға тойып жейтін шөп өссін! Шабындық жердің шөбі оссін! Жау – жау, жаңбыр, жау! Егінді жерде бау өссін. Қыстай тұрған малдарға тоя жейтін қау өссін! Дау шығарған жау өшсін! (Лей-лей“, дождь, чтобы выжженная земли покрылась зеленой травой и весь наш скот был сыт!“, „ Лей-лей, дождь, чтобы земля покрылась садами...)

Вместе со всеми пел свою песню и Алишер: - Дождик , дождик кап-кап, намочи дорожки...!

Когда закончилось дружное пение, черепаха была перевернута, и она тотчас стремглав, во всю свою черепашью прыть, быстро побежала в заветную тень , а «жылқының басын» (череп лошади) Қасым ата со всего размаху забросил далеко в водную гладь глубокого озера.

Затем началось пиршество! «Ет табақтар әкелініп»(разнесли мясо в деревяной посуде типа больших пловниц), все от мала до велика сели есть ритуальное мясо, запивая его прозрачным и ароматным бульоном – сурпой.

Радостный Алишерка, высоко поднимая руку, воскликнул : - Аташқа, мне дали баранье ухо! Что его съесть надо? - Же, құлыным, жеп қой ! (Съешь, жеребеночек мой, съешь!) Гулко разносится по всей округе шум и смех собравшихся людей. И вдруг, как бы вторя этому гулу , вдалеке сверкнув, яркой молнией, раскатисто гремит заветный гром...

Со словами «Аллах ақбар!» почтенные ақсақалы, степенно поднявшись со своих мест, медленно зашагали в сторону аула. А буквально через час, оставшаяся молодежь вместе с детьми, во всю свою прыть, как ритуальная черепашка, весело бежали домой под освежающе-бодрящим долгожданным проливным дождем !

- Ата! А дождь действительно пошел!, - кричал, быстро семеня ножками рядом с папой, мокрый с головы до ног маленький Алишерка.

- Құдайға шүкір, балам, құдайға шүкір! !(Слава богу, сын мой, слава богу!)


  • Бөлісу

Тәріздес шығармалар


Шынар Ахметжанова (Халыкова) 23 Ақпан 2012 17:57

Керемет, Гули! Сізді оқығысы келгендер, сөздіксіз ұғатын болады.

Гульжан Иманкулова 23 Ақпан 2012 18:02

Рахмет. Өмірімізде осылай ғой, екі тілде де түсінікті.

Гульжан Иманкулова 23 Ақпан 2012 18:19 Гульжан Иманкулова

Вот эти вот вкрапления с казахским текстом создают национальный колорит всему рассказу. Мне это нравится, да и в жизни все так и происходит.))

Автор удален 24 Ақпан 2012 10:55 Гульжан Иманкулова

К сожалению, в жизни все происходит не совсем так... Все опошляется, доводится до абсурда...

Автор удален 23 Ақпан 2012 18:58

спасибо, мне понравилось, что присутствует перевод)))

Гульжан Иманкулова 23 Ақпан 2012 19:03

Рада, что понравилось, вначале писала все по -русски, потом внесла вот эти вкрапления, получилось как в жизни . Мне самой нравится. Даже очень. А Вам спасибо за отзывчивость.Заходите в гости почаще. Гули

Автор удален 23 Ақпан 2012 19:14 Гульжан Иманкулова

обязательно)))

Аскар Кошмамбетов 23 Ақпан 2012 21:06

Мне такой ритуал - с черепахой и конским черепом неизвестен. Может это пришло из тенгрианства или вообще из язычества? Мы не арабы, но чтобы так смешивать исламские и древние обряды встречаю в первый раз, или это вымысел автора?

Гульжан Иманкулова 24 Ақпан 2012 09:21

Асқар, в каждой области Казахстана этот старинный казахский обряд вызывания дождя делали и делают по -своему, у нас, на севере Казахстана при советской власти, а может и сейчас, если остались те старики, это делали именно так.Поспрашивайте своих дедов они скажут как это делают у Вас.Откуда это пришло не знаю, думаю просто из древних обрядов и ритуалов нашего народа. Тенгрианство или язычество или настоящий ислам -не мне решать, ибо в нашей жизни это привычное дело - все так намешано.Написала,что видела и мне это очень по -душе, потому как в этом нет ничего плохого, а даже наоборот.Спасибо за вопрос))Гули

Гульжан Иманкулова 24 Ақпан 2012 11:18

Я по жизни оптимистка, стараюсь видеть только хорошие вещи, вернее, что меня действительно интересует. Выбираю из всего лучшее и несу людям - это важно. Правильно ли делаю, рассудить только время... Спасибо,пишите. Гули

Автор удален 24 Ақпан 2012 11:31 Гульжан Иманкулова

А я, наверное, по жизни как раз пессимист. И пишу я скорее пессимистично.

Гульжан Иманкулова 24 Ақпан 2012 11:38

Ну что же, каждому -свое. Удачи Вам. Гули

Гульжан Иманкулова 24 Ақпан 2012 11:35 Гульжан Иманкулова

Хотела бы для себя, а может и для читателей отметить,что этот рассказ - мой первый скачок в мир родного языка.Он был написан в 2006 году. После него поняла,что смогу написать что-то чисто на родном. Чувствую,что во мне национальное,родное как будто тонкий росток начинает пробиваться на свет. Очень забавно это чувствовать в себе... Правда, знаю, что словарный запас бедноват, но ничего, думаю, со временем все придет. Может это смешно, но это так. )))