Кіру немесе тіркелу

Парадоксальная Теория Изменений. Идентификация Личности. Боль.


ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ. БОЛЬ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

«Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.»
«Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл

Здравствуйте, друзья!
Данный пост для меня является достаточно личным. Для себя нахожу его откровенным, поэтому полагаюсь на вашу бережность по отношению ко мне и моим переживаниям. Но в силу своей профессии, практической деятельности, которой я поглащена, и живу в этом, не могу не делиться с вами. Осознанно делаю свой выбор, не долго думая. Я считаю, что самый главный клиент для терапевта в его практике, конечно же — он сам. Потому что, прежде чем помогать кому-то «исследовать, поддерживать, слышать запрос», важно «познакомиться с собой», ощутить «внутреннюю опору». Звучит банально, но это так есть.
Сейчас, пребывая на карантине, есть время уделить своим внутренним процессам психической жизни, даже когда делаешь простые дела, такие как, уборка в доме, приготовление пищи, работа в саду. Это как в японской практике «найкан — терапия», делаешь все медленно, с полным осознанием каждого шага. Или в течении недели каждый день сидишь в углу, лицом к стене несколько часов и размышляешь о собственном прошлом, настоящем или других вещах. Разница лишь в том, что это происходит не добровольно, а принудительно и на неопределённый срок, хочешь ты этого или нет.
Затрагиваю тему индентификации личности. Проживаю свой личностный кризис. Да, такое тоже бывает у психологов. Не знаю, буду ли услышана? Но есть потребность все это как- то выразить и придать форму, чтобы немного привести в порядок свои мысли и чувства. Может быть, кто-то откликнется, если затронет тема.
Размышляю над фразой, услышанной когда-то в гештальт пространстве, примерно звучащую так :" Только в контакте с кем-то мы обнаруживаем себя, свое существование..." То есть, с мужем — я жена, с детьми — я мать, с родителями — я дочь, с клиентом — я терапевт, с музыкантами — я музыкант и т. д. Некие роли формируются, на основании установившейся эмоциональной связи, когда кто — то меня отражает, в контакте я становлюсь кем-то. Внешнее влияние, контакт со средой интегрируется во внутреннее, и таким образом, происходит идентификация личности и самоиндентификация. А если я ни с кем не контактирую, лишаюсь всех этих ролей, остаюсь с самим собой, то кто я? Если нет удовлетворения от самого себя, начинаешь прилагать усилия к изменению своей личности. Тут у меня беспокойство. Оказывается, в «погоне за саморазвитием и улучшением себя», я внутренне стараюсь стать кем — то, кем не являюсь. Насилие над собой. Это больно осознавать. Не знаю, где «заразилась»? Навязанные социумом стереотипы и ценности, родовые послания, «нарциссическая травма» (это отдельная тема), тренинги «успешности» т. д. — все это вело, как мне казалось, к вершине совершенства. Но это все иллюзия! Моя витальность, не имея больше ресурсов все это выдерживать, теряет опору, выдаёт мне информацию через бессознательное в форме сновидения.

СОН
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
«Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл

Я, как неприкаяная, переполненная чувством смущения, растерянности, тревожности, босаногая, хожу по школьному зданию в поисках «какой — нибудь» обуви. Нахожу и надеваю нежные, красивые, алые, атласные пуанты, танцую в них, получаю радость и удовольствие. Но тут вижу обиженную девочку, стоящую в сторонке, понимаю, что это ее пуанты. В ужасе обнаруживаю у себя стыд и вину, прошу у нее прощения и удаляюсь. Бегу по лестнице вниз в школьный коридор. Среди кучи чужой обуви, так и не найдя свои, нахожу и неуверенно примеряю «мамины сапоги». «Вроде ничего. До дому дойти можно, но ведь не моё. А с босыми ногами тоже стыдно ходить!», — думаю и решаю. Чувствую беспомощность, ущербность — просто ужас! Так и побрела, с печалью, «не обутая и не босая», в холодный сумрак. Проснулась я с болью в душе и теле. К чему бы это? Не понимаю. Обнаруживаю себя в" тупике« — вот так, оказывается, я живу! Полный «треш»! И так и эдак — мне не удобно и очень страшно!

«Сапожник без сапог! То есть, психолог без сапог », - кто — то, может быть, подумает. Да, представьте, психологи тоже живые люди — ранимые, уязвимые, чувствительные, со своими «скелетами в шкафу». Слава Фредерику Перлзу, основателю гештальт — подхода! Слава гештальтсообществу! Для этого существует личная терапия и СУПЕРВИЗИЯ, где мы в исследовании по моему запросу с коллегами, вышли на «ПАРАДОКСАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ ИЗМЕНЕНИЙ по Арнольд БЕЙССЕР, который осмыслил работы Ф. Перлза, сформулировал концепцию и дал ей имя. Данная теория стала наиболее распространённой в настоящее время моделью изменений в гуманистической психотерапии.
«Говоря кратко, она состоит в том, что изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кем он ЕСТЬ, а не тогда, когда он старается быть тем, кем не является. Изменения не возникают посредством принудительной попытки самого индивида или другого человека изменить его, но они происходят, если тот находит время и силы быть тем, кем он есть — полностью отождествить себя с тем, что происходит с ним в настоящем» (пер. А. Моховикова).

Препятствие состоит в том, что психика способна «расщепляться на полярности», метаясь из стороны в сторону. Я затрачиваю огромное количество сил, в попытках приблизиться к намеченному результату или более желательному «образу себя» (то есть, «стать успешной, организованной, уверенной» и всякое такое), не вижу своего счастья в достижении, разрушаю себя. «Старайся лучше!» — самая злейшая фраза для этой теории. Состояние такое, словно стоишь у пропасти, или на неустойчивой лестнице, застыв в ужасе. Замечаю все эти свои части, не борюсь с ними, наблюдаю себя «здесь и сейчас», проживаю свои разные чувства, признаю свои ограничения, горюю, злюсь, проживаю боль. Здесь я воссрединяюсь с собой и становлюсь целостной. Это моя внутренняя реальность и состояние на сегодняшний день. Могу подтвердить, что данная теория работает на практике. Наконец-то для меня узел распутывается! Облегчённо вздыхаю сейчас...

БОЛЬ
«Боль не притупляется со временем. Боль — величина постоянная, а иногда увеличивающаяся. Притупить можно себя, своё восприятие, чтобы не замечать боль, но это неверный путь: если ты постарался забыться, забыть, где болит — болеть от этого не перестанет, а последствия могут быть вполне себе трагическими. Постоянно думать о боли — тоже не выход, это всё равно, что постоянно подрезать края глубокого пореза.
Боль нужно видеть, принимая её как неизбежное, тогда можно становиться другим. Сильнее. Именно об этом говорит мастер Иттэй: „Если бы мне нужно было кратко ответить на вопрос, что есть благо, я бы сказал, что благо — это терпеть страдания. Тот, кто не умеет тер­петь, никогда ничего не достигнет“. Его терпение — это не молчаливое принятие страдания и не мазохистское упоение болью, а спокойный и открытый взгляд на боль, взгляд, который стремится видеть чуть дальше вытянутой руки.» Автор П. Банников.

Благодарю всех за внимание!
Будьте здоровы!


  • Бөлісу

Тәріздес шығармалар